18:34 

20 книг 2013. Книга вторая. Книга третья.

Если можно о чём скорбеть, Значит, можно чему улыбаться.
У меня не появилось желания говорить что-либо о "Прощании с иллюзиями" Познера. Книга показалась мне слабой и затянутой, учитывая даже, что писал он ее 20 лет назад. Если бы он написал все начисто, сначала, а не снабдил комментариями уже имевшийся текст, это было бы гораздо круче. Потому что Познер сегодня представляет гораздо больший интерес, чем Познер двадцать лет назад. Конечно, он мог оставить что-то из той книги, чтобы показать, как писал этот "советский" Познер, но не так много. Поэтому книга, которая поначалу читалась очень легко и интересно, вызвала под конец такие "мучения". Отметить стоит лишь, пожалуй, впечатляющее количество "гоголевских отступлений", многие из которых очень хороши. Совсем другое дело - книга третья.

Сочный живой язык Ильфа и Петрова - это понятно, это общее место. То, что цепляет по-настоящему, - это Бендер и Воробьянинов. Потому что Бендер - безумно талантливый человек. Кажется - он тот самый "самородок", который пережил революцию, но переродился после нее. И я могу долго рассусоливать, но по своим чувствам слова более подходящего, чем "талантливый" не подберу. Потому что Бендер может все. Потому что Бендер красив, притягателен, умен, изворотлив. Да, он вместе с этим вор и обманщик, но как красиво ему это удается. Даже грубое ремесло он превращает в искусство. Он как Микеланджело - из грубого камня, подходя к нему правильно, создает произведения искусства. Но Бендер, этот вечно неунывающий, этот язвительный, но счастливый комбинатор, глубочайшим образом несчастен. Ему не к чему применить свой талант. Вокруг него - страна дураков, страна людей, готовых поверить во все, начиная от "Союза меча и орала", заканчивая тем, что Васюки станут центром вселенной. Женщины выходят за него за один вечер, мужчины смотрят ему в рот и склоняются перед ним. Он безумно талантлив и в этой стране посредственности и серости - одинок. Вокруг - страна, которая уже готова к культу личности и 37-ому году: они пугливы, бесхребетны, жалки. И он прозябает в этой жалости и мерзости, растрачивая себя на то, чтобы дурить эти ничтожества за столь же ничтожные деньги и воровать ситечки. Бендер, сын турецко-подданного, это воплощение всего того, что всегда было чуждо России - инициатива, яркость, и смелость личности. "Все рабы, сверху донизу" писал про нашу страну Чернышевский, этот прогрессивный ум. Так вот Бендер столь яркий, столь выдающийся, столь вдохновенный просто потому, что он не раб. Он - свободен. И после сталинских чисток 30-ых годов, я вас уверяю, в стране не осталось Бендеров. Мысли сырые, но пока они не идут дальше. Зато есть еще кое-что о Воробьянинове.
Я тут нахваливал Бендера, не сказав о нем очень важного: он жесток. У него нет внутри ни христианского смирения, ни просто хотя бы сострадания к глупости и раболепности окружающих его людей. Он ненавидит этих людей и эту страну, внутри точно ненавидит. И он ожесточен. Поэтому попадающий к нему в концессионеры Воробьянинов становится предметом постоянных издевательств. Он - из того мира рабов и трусов, и по Бендеру он не заслуживает жалости. Почему? Да потому что разве кто-нибудь когда-нибудь пожалел самого Бендера? Разве он, будучи такой личностью, не зубами выгрызает для себя в этой стране и этих условиях каждый кусок? Он точно знает правило Екатерины "быть деспотом для самого себя". И он деспот также для других, потому что умеет быть им для себя. И вот эта деспотия выливается на Воробьянинова. И мы видим переложение (вернее предвосхищение) совсем другой истории о Смеагорле-Горлуме. Вот почему Кольцо в Мордор нести должен был именно Фродо: он для этого достаточно "плоский", достаточно "примитивный", не интеллектуальный, умный, но не талантливый. Именно поэтому душа его столь чиста, поэтому он придерживается высоких принципов: он не отравлен этой язвой безумного таланта, который не к чему применить. Поэтому, когда к нему попадает Горлум, он почти делает его Смеагорлом. Он суров, но справедлив. Он честен и верит Горлуму, он не хочет его предавать. И Горлум, конечно, отвечает на это предательством, но для этого ищет себе оправдание: потому что Фродо помещает его в стройную систему благородных ценностей. И Горлуму, чтобы не сойти с ума, приходится в нее встраиваться так или иначе. Бендеру же талант и бездарное прозябание в стране дураков привили совсем другую систему ценностей, не ту, что у Фродо. И потому он, столь безошибочно читая людские слабости, совсем не замечает, что Смеагорл-Воробьянинов все больше и больше превращается в Горлума. А Воробьянинов, как слабый рабский дух, терпит все унижения и идет ради денег на то, что сжигает его душу. Он не может отказаться и уйти, потому что слаб, но именно потому что он слаб, он и идет на это убийство.
Здесь должен следовать душераздирающий вывод, но у меня его пока нет. Разве что только один, косвенно уже озвученный: Россия - страна Воробьяниновых, где до сих пор, даже в 21-ом веке, нет места Бендерам. Потому что Воробьянинов - это быть всю жизнь рабом, а потом спалить барскую усадьбу и вздернуть его на крюке. Потому что Бендер - это больше, чем дурить доверчивых идиотов (о, для этого Россия всегда была хороша), Бендер - это быть свободным.

URL
   

2 x 2 = 4

главная